Бауэри, дом 190: история одного граффити в Нью-Йорке

Обычное дело: историческое здание в центре Нью-Йорка выкупила компания, которая планирует переоборудовать его под коммерческую недвижимость и в связи с этим закрашивает граффити на фасаде. Но есть важная деталь: одну работу — черно-белый шрифт из 5 букв — компания обещает не трогать. Если она сдержит обещание, то в Нью-Йорке появится первый официальный мемориал серийного вандала.


Построенное в 1899 году шестиэтажное здание банка «Германия» находится в самом сердце Нижнего Манхеттена — на углу Бауэри и Спринг-стрит. К середине двадцатого века весь район Бауэри пришел в упадок, а здание использовалось в основном как склад. В 1966 году его за 100 тысяч долларов выкупил известный американский фотограф Джей Мейзел, который обустроил там жилье, офис и галерею, а также сдавал помещения под студии звездам послевоенного американского искусства — Рою Лихтенштейну и Адольфу Готлибу. Со временем Нижний Манхеттен превратился в дорогой фешенебельный район, но здание банка «Германия» в собственности Мейзела все так же сохраняло дух старого, богемного Бауэри. В 2005 году зданию был официально присвоен статус памятника истории и культуры.

jimxdee2.jpg
Здание банка «Германия» на Бауэри 190. Это фото, а также заглавное: @jimxdee

Фасад дома Мейзела выделялся из ряда зданий на Бауэри не только благодаря неореннесансной архитектуре и отсутствию модных вывесок, но и обилием граффити, которое в несколько плотных слоев покрывало первые два этажа. Мейзел благосклонно относился к тэгам и не спешил их закрашивать. Так за зданием закрепилась слава уникального для центра Нью-Йорка холл-оф-фейма, полулегального места для рисования посреди фешенебельного района.

В 2007 году до Бауэри 190 добрался Шон Гриффин, более известный как Nekst — райтер из Хьюстона, легенда американского граффити-подполья. Nekst был пуристом от субкультуры: рисовал нелегально, успел отсидеть срок за вандализм и считал главным в граффити исключительно место и размер работы. Фасад на шумной Бауэри стал его любимой стеной в Нью-Йорке. Поскольку любая работа там быстро покрывалась свежим слоем тегов, то Гриффину приходилось обновлять её при каждом визите в город.

Так шрифту Nekst удалось продержаться в оживленном споте до трагической смерти райтера в 2012 году. После ухода из жизни автора работу подкрашивали друзья Шона под руководством его брата Патрика — тоже райтера, известного под псевдонимом Vizie. Благодаря соцсетям и СМИ эта история вышла за пределы граффити-сцены, и шрифт на стене Бауэри 190 превратился в своего рода неофициальную мемориальную доску.

_2.jpg
Слева: работа Nekst на Бауэри 190 / Фото: @rrsquaredrr. Справа: Шон Гриффин на фоне работы / Фото: Дэш Сноу

Два года назад Джей Мейзел за 55 миллионов долларов продал здание девелоперу Эби Розену, который сразу заявил, что избавится от граффити на фасаде только если на этом настоит будущий арендатор первого этажа. Там по плану переустройства здания должен разместиться ресторан или магазин. В апреле этого года компания Розена объявила, что все-таки начинает пробные работы, чтобы найти наиболее подходящий метод очистки исторического фасада.

Тестовая очистка началась прямо со шрифта Nekst: рабочие сняли слои краски из центральной части работы, на месте буквы K. Граффити-сообщество отреагировало быстро — уже через две недели буква была аккуратно нарисована заново. Такая настойчивость вновь привлекла внимание СМИ и, вероятно, будущего арендатора первого этажа здания.

_3.jpg
Очистка фасадов на Бауэри 190 / Фото: @smh_shamu и @mattygramsnyc

_4.jpg
Бауэри 190 до и после переустройства (проект)

В июне владельцы Бауэри 190 объявили о начале основных работ по очистке фасада, но уже с одной оговоркой — надпись Nekst останется нетронутой. Работы проходят прямо в эти дни, и совсем скоро можно будет увидеть, действительно ли на Манхеттене появится первый официальный мемориал серийного вандала.
Предыдущий пост: Следующий пост: