Малкольм Макларен: панк-рок, японская уличная мода и Stussy

70 лет назад, 22 января 1946 года, родился Малкольм Макларен — создатель и менеджер группы Sex Pistols, дизайнер и соавтор Вивьен Вествуд, музыкант и художник, которому Фаррелл Уильямс обязан шляпой, а весь остальной мир — панк-роком, японской уличной модой и много чем еще.

Малкольм Макларен. Начало 1980-х

Малкольм Макларен. Съемка к выходу совместной коллекции с Supreme. 2009

Приключения Макларена-импресарио панк-рока и продюсера Sex Pistols хорошо известны и подробно задокументированы. С другими его достижениями дела обстоят немного хуже. Масштабная попытка охватить наследие Макларена-дизайнера была предпринята уже после его смерти — результатом стала выставка 2014 года «Let It Rock: The Look of Music The Sound of Fashion».

Один из самых удивительных выводов, которые можно сделать, изучив карьеру Макларена: фактически этот британец ответственен за то, что в Японию проник американский хип-хоп, а вместе с ним и американская уличная мода, которая прямо повлияла на формирование самобытной японской уличной моды и культуры ура-харадзюку.

Случилось это примерно так. В начале 1980-х в Лондон приехал Хироси Фудзивара — 18-летний парень из Токио, большой фанат музыки Sex Pistols и одежды Вивьен Вествуд. Фудзиваре повезло не только познакомиться с Вествуд и Маклареном, но и устроиться работать в их магазин World’s End. К тому времени Макларен уже распрощался с панк-роком, который сам во многом и сформулировал, и был увлечен совершенно новой музыкой с другой стороны Атлантики — хип-хопом. Этот интерес подхватил и Фудзивара, который после Лондона отправился в Нью-Йорк, откуда вернулся в Японию новым человеком — первым хип-хоп-диджеем и создателем первой японской марки уличной одежды. Все это привело к буму японской уличной культуры, а лично Фудзивару к статусу живой легенды этой культуры. Статусу, который он сохраняет по сей день.

Другой интересный и малоизвестный эпизод из жизни Макларена — его работа с основателем Stussy Шоном Стусси. Обладающий звериным чутьем на важные явления Макларен не мог проигнорировать набирающего обороты дизайнера из Калифорнии, и познакомился с ним где-то в середине 1980-х. Известно, что Макларен со Стусси работали над сценарием фильма о банде серферов, на который Макларена вдохновила серферская субкультура. С фильмом вроде бы ничего не вышло (хотя в 1991 году вышел похожий на задумку Макларена «На гребне волны»), но у Стусси и Макларена все же получилось немного посотрудничать в другой области — Стусси оформил несколько обложек музыкальных релизов Макларена.

Модели у магазина World's End Малкольма Макларена и Вивьен Вествуд в Лондоне. 1985

МАЛКОЛЬМ МАКЛАРЕН О СВОЕМ ЗНАКОМСТВЕ С ХИП-ХОПОМ:

Это было году в 1980-м, я тогда был менеджером группы Bow Wow Wow. Они должны были выступать в Нью-Йорке, и накануне концерта я пошел прогуляться по городу. Я никогда раньше не заходил выше 62-й улицы, поэтому отправился туда. И где-то в Гарлеме я увидел огромного черного парня в футболке «Never Mind the Bollocks, Here’s the Sex Pistols». Я подошел и спросил, откуда у него такая футболка. Оказалось, что он никогда не слышал Sex Pistols, просто ему понравилось название.

Мы разговорились, и он пригласил меня на вечеринку, которую устраивал этим же вечером. Я записал адрес на бумажке и спросил напоследок, как его зовут. Он ответил, что его зовут Африка Бамбаата. Ни хрена себе имя, подумал я.

В общем, я решил поехать на вечеринку. Это оказалось непростой задачей: кажется, таксистов двадцать пять отказалось везти меня с Манхэттена в Бронкс. Я уже думал отказаться от этой затеи, но последний таксист согласился ехать. Правда, попросил не открывать окна и посоветовал спрятать деньги в носок.

Малкольм Макларен и World Famous Supreme Team

Мы приехали на место, он быстро захлопнул дверь и уехал. Успел только предупредить, что обратно я такси уже точно не поймаю, и придется ехать на частнике. Я думал, что вечеринка будет в здании, но оказалось, что это огромный пустырь между двумя сгоревшими многоэтажками. Я сильно напрягся, откровенно говоря.

На пустыре галдела огромная толпа подростков. Я решил прикинуться представителем большого лейбла и со словами «Я из CBS, мне нужно попасть на сцену» начал пробираться сквозь толпу. В самом центре стояли массивные столы с виниловыми проигрывателями и куча коробок с пластинками. Парень, которого я встретил днем, стоял рядом со всем этим добром и выглядел так, будто просто охраняет стереосистему. Я буквально пролез под столами и встал рядом с ним. Поскольку кроме меня белых людей там больше не было, я хотел, чтобы все поняли, что я знаю этого парня. Таким было мое первое знакомство с хип-хопом.

На следующий день я отправился к руководству лейбла RCA и сказал: «Вы должны подписать этих ребят. Скоро они будут повсюду». Но они не проявили ни малейшего интереса.

Малкольм Макларен (1946-2010)

Предыдущий пост: Следующий пост: