История Nike Air Presto

«Чокнутая панда», «Подбитый глаз», «Подозрительный молочник» — это не названия коктейлей, а расцветки кроссовок Nike Air Presto, выпущенных в 2000 году. Разработка Тоби Хэтфилда удивительна не только именами расцветок.

Это первые, если не единственные, кроссовки универсальных размеров: вместо стандартных цифр размерной сетки, они выпускались в общих категориях S, M, L и XL — как футболки. С футболками их роднил и подход к дизайну — именно на Air Presto впервые появился принтованный верх. Необычный материал верха, странная подошва, бампер мыска, авангардная рекламная кампания — Air Presto были и остаются особенной моделью Nike. Тем интереснее разобраться, как они появились.

1996


Первый прототип будущих Air Presto, 1996 год

«Я был в Корее на производственном совещании», — вспоминает Тоби Хэтфилд, старший директор по спортивным инновациям Nike, работавший в то время обувным технологом. «Всем выдали пары недавно выпущенных кроссовок. Когда я надел их и встал, манжет тут же перекосило».
Такая неудачная посадка кроссовок напомнила Хэтфилду о недавнем общении с фокус-группой. Участвовавшие в ней бегуны выделили два основных требования к обуви. Во-первых, они не хотели, чтобы обувь калечила ноги, то есть вопрос посадки по ноге был самым важным. Во-вторых, они хотели, чтобы в кроссовках было так же комфортно, как в домашних тапочках.

Такая неудачная посадка кроссовок напомнила Хэтфилду о недавнем общении с фокус-группой. Участвовавшие в ней бегуны выделили два основных требования к обуви. Во-первых, они не хотели, чтобы обувь калечила ноги, то есть вопрос посадки по ноге был самым важным. Во-вторых, они хотели, чтобы в кроссовках было так же комфортно, как в домашних тапочках.

Итак, Хэтфилд задался целью сделать самые удобные кроссовки с идеальной посадкой. Он тут же взялся за наброски и быстро придумал первый прототип с V-образным вырезом в районе лодыжки, который по задумке должен был улучшить посадку.

«Я не хотел сам испытывать прототип, потому что мне нужно было получить объективное мнение со стороны», — рассказывает Хэтфилд. «Поэтому я попросил коллегу. Была, правда, одна проблема: прототип был в размере 9, а мой коллега носил размер 11».

Но Хэтфилд зря беспокоился. Коллега даже не пожаловался на посадку кроссовок. Более того, он был в шоке, когда узнал, что они на два размера меньше, чем надо. «V-образный вырез не только улучшал посадку пятки, но и снимал нагрузку с манжеты, позволяя кроссовкам вытягиваться в длину», — объясняет Хэтфилд.

Прототип стал настоящим открытием. Если бегун с 11-м размером ноги мог носить 9-й размер, то, возможно, Nike мог бы полностью пересмотреть отношение к размерной сетке.+

«Мы же не делаем дробные размеры для футболок. Мы делаем маленькие, средние и большие», — говорит Хэтфилд. «Так почему бы не сделать то же самое с обувью? Дать атлетам больший диапазон?».

1998


Nike Air Gauntlet, 1998

После переезда Хэтфилда обратно в штаб-квартиру Nike в Орегоне, он и его команда продолжили работу над проектом. Первые плоды их труда появились на рынке в 1998 году, когда вышла модель Nike Air Gauntlet.

Эти кроссовки выделялись V-образным разрезом, однослойной эластичной сеткой в передней части и пяточным зажимом из пружинной стали, которым можно было регулировать плотность обхвата пятки. Для большего комфорта внутренняя подкладка была выполнена без швов. «Мы стремились сделать обувь бесшовную и индивидуально настраиваемую», — говорит Хэтфилд. «Сочетание V-выреза и пяточного зажима позволяло добиться более естественного движения стопы».

1999


Nike Air Zoom Drive, 1999

Желая применить концепцию для нужд серьезных бегунов, в 1999 году Хэтфилд с командой разработали модель Nike Air Zoom Drive. В этих кроссовках манжета была выполнена в более традиционном виде, но сохранилась бесшовная подкладка и эластичная сетка верха. Остался и зажим на пятке, но на этот раз он был вшит внутрь конструкции. Новая на тот момент технология Zoom Air обеспечивала амортизацию подошвы.

«Air Zoom Drive были высокотехнологичной обувью для быстрых бегунов», — вспоминает Хэтфилд. «Но они были основаны на тех же принципах комфорта и посадки по ноге, которые определяли изначальный проект».

2000

Идея Air Presto появилась в тот самый день в 1996 году в Корее. Но только в 2000 году кроссовки наконец стали реальностью. Последним рубежом стал поиск подходящего материала верха.


Ранний набросок Air Presto

«Верх Air Huarache был выполнен из неопрена, эластичного и амортизирующего материала», — рассказывает Хэтфилд. «Но неопрен изначально заточен под теплоизоляцию и не очень хорошо пропускает воздух. Поэтому я попросил нашу команду материаловедов найти дышащую альтернативу неопрена».

Решением стала spacer mesh (объемная синтетическая сетка — прим.) — материал, в основном применяемый в медицинской индустрии. Эта сетка не только отлично пропускает воздух, но и растягивается во всех направлениях — идеальные свойства для эластичных кроссовок, которые задумывал Хэтфилд. «Используя эту сетку мы могли сделать V-образный вырез менее заметным, при этом не жертвуя эластичностью», — объясняет Хэтфилд.

Отражая изначальную идею Хэтфилда, кроссовки вышли в размерной сетке от XS до XL, тем самым закрепив за моделью прозвище «Футболка для ступней». Внешняя «клетка» в средней части кроссовка и задник поддерживали стопу, а бампер в передней части обеспечивал комфорт для пальцев. Кроссовки были, наконец, готовы. Но им нужно было имя.

«Мы решили устроить конкурс названий среди дизайнеров и технологов», — рассказывает Хэтфилд. «Кажется, мы получили около 300 вариантов, одним из которых был Presto Magic. Когда надеваешь эти кроссовки, то они так идеально садятся точно по ноге, как будто по волшебству». (Стоит пояснить, что «Престо!» — популярный на западе возглас после проделанного фокуса, что-то вроде «Та-да!» или «Вуаля!» — прим.)

Из тех же соображений Nike выбирал и необычные названия для расцветок. «Подбитый глаз», «Домашние неприятности», «Брюхатый снеговик» и «Чокнутая панда» — каждая расцветка сопровождалась веселой иллюстрацией, которая добавляла свой характер каждому кроссовку.


Рекламный постер Air Presto

Реклама Air Presto появилась в печати и на телевидении, причем на ТВ со временем она становилась все более авангардной.

За 16 лет Air Presto проделали путь от обуви профессиональных бегунов до экспонатов выставок и стали вехой в спортивном стиле. Не меньше они повлияли на саму компанию Nike изнутри: их легкость, универсальная посадка и минималистичная конструкция заставили дизайнеров взяться за развитие идей естественного движения стопы. «Меня все время спрашивают, почему мы не сделали Presto 2», — говорит Хэтфилд. «На самом деле мы сделали. И назвали их Nike Free».

По материалам Nike

Предыдущий пост: Следующий пост: