Девяностые X-Large
Новая марка в арсенале Kixbox — X-Large — появилась в 1991 году и справедливо занимает место в ряду классических американских уличных брендов, наравне с именами вроде FUCT, SSUR и Freshjive. Все их условно можно назвать марками второй волны — все они появились в конце 1980-х и начале 1990-х на фоне успеха Stussy.
В отличие от полуподпольных уличных марок того времени, благодаря тесным связям с Beastie Boys успех X-Large быстро приобрел общемировой масштаб, а логотип с гориллой стал одним из символов американских и японских девяностых. X-Large стояли у истоков американской кроссовочной субкультуры, были первыми в интернете (сайт X-Large работает с 1996 года) и вообще заслужили рассказа о себе. В этом году X-Large исполняется 25 лет.

download.jpeg

Beastie Boys. Майк Ди в бейсболке X-Large

Магазин X-Large открылся в Лос-Анджелесе в ноябре 1991 года. Его открыли Элай Бонерз, Адам Сильверман и Майк Даймонд, более известный как Майк Ди из группы Beastie Boys. У трех компаньонов было три причины обзавестись собственным магазином.
Во-первых, все трое были большими фанатами классической американской рабочей одежды — а с ней в то время в Лос-Анджелесе было сложно. Если Carhartt можно было найти, хотя он все равно был популярнее на Восточном побережье, то особенно уважаемая на улицах Калифорнии марка Ben Davis не была представлена в Лос-Анджелесе совсем.

download (1).jpegdownload (2).jpeg
Фото: Ben Davis

Во-вторых, подобная проблема касалась и классических моделей кроссовок. С ними дела обстояли еще хуже: вышедшие из производства adidas и Nike нужно было доставать с большим трудом и в непредсказуемых местах, а переиздания кроссовок в 1991 году еще не практиковались. Во всем Лос-Анджелесе не было места с нормальным выбором любимых старых моделей. Точнее, таких мест не было во всей Америке — к тому времени какого-то заметного размаха увлечение ретро-кроссовками достигло только в Японии.

В-третьих, Майк Ди к тому времени уже занимался дизайном собственных футболок и хотел придать этому делу более серьезных размах.

Так появился магазин X-Large на Вермонт-Авеню, укомплектованный классическими кроссовками, рабочими брюками и рубашками Ben Davis, и футболками с принтами молодых уличных марок Freshjive, Conart и X-Large — собственного лейбла магазина.

download (3).jpeg
Логотипы X-Large и Ben Davis

download (4).jpeg
X-Large на MTV: Элай Бонерз, Майк Ди и кроссовки Beastie Boys в передаче House of Style, 1992 год

Хотя собственная линия одежды X-Large началась с идеи Майка Даймонда, роль творческого директора взял на себя Элай Бонерз. Именно он придумал логотип бренда с гориллой. Логотипом марка тоже обязана увлечению рабочей одеждой. Бонерз разработал новый знак на основе лого Ben Davis. Более того, название X-Large появилось тогда же: просто на бирке Ben Davis, которую Элай использовал в качестве основы для работы, стояла маркировка размера «x-large» и ему понравилось, как это сочетается с картинкой.

Логотип вообще часто становится важной частью графического языка уличных марок — взять хотя бы роспись Stussy. Символика X-Large тоже стала своего рода отраслевым мемом, породив целый жанр — обезьяны в уличной моде. Самый известный пример — другой важный бренд, японский A Bathing Ape. Хотя Ниго не признавался в цитировании X-Large, но определенно знал о том, как выглядит логотип американской марки — потому что именно в Токио открылся второй магазин X-Large в 1992 году, за год до появления A Bathing Ape.

download (5).jpeg

В начале 1990-х логотип X-Large вообще сложно было не знать. Через полгода после открытия магазина Beastie Boys выпустили третий альбом «Check Your Head», с которого начался новый виток популярности группы. Концерты, фотосессии, обложки журналов, телеинтервью — почти везде Майк Ди появлялся в вещах с логотипом своей марки. Тут важно заметить, что это никогда не было прямолинейной рекламой. Более того, компаньоны специально следили за тем, чтобы бренд не слишком ассоциировался с Beastie Boys. Это оказалось дальновидной политикой, потому что уже к началу двухтысячных Майк Ди отошел от дел компании, чтобы сконцентрироваться на музыке, а X-Large продолжил работу под управлением Элая Бонерза.

Но в начале и середине 1990-х X-Large интенсивно рос вместе с мировой популярностью Beastie Boys. В 1993 году открылся новый магазин в родном для группы Нью-Йорке, на 267 Лафайетт-стрит. Через год напротив открылся магазин X-Girl — женской линии X-Large, за которую отвечала Ким Гордон из группы Sonic Youth. X-Girl стала первой полноценной маркой женской уличной одежды, и занимает важное место не только в истории X-Large — но это тема для отдельного рассказа. Стоит только упомянуть, что вокруг X-Large и X-Girl в Нью-Йорке собралась внушительная компания единомышленников, которые так или иначе участвовали в жизни магазинов. Помимо упомянутой Ким Гордон, это были Хлоя Севиньи, Рики Пауэлл, Майк Миллз, София Коппола и другие классные ребята, которые из творческого подполья стремительно поднялись до верхних слоев американской популярной культуры.

download (6).jpeg
Весь диапазон влияния X-Large в двух фото. Слева: София Коппола у магазина X-Large в Нью-Йорке, 1993 год (Фото: Рики Пауэлл). Справа: если не знаете, кто это, то спросите у старшей сестры

download (7).jpeg
Хлоя Севиньи в лукбуке X-Girl, 1995 год

Формирование сообщества — важное свойство X-Large, которое отмечал сам Майк Ди. В интервью, приуроченном к 15-летию марки, он говорил, что магазин должен быть в первую очередь местом, куда люди приходят пообщаться. Даже если никто ничего не покупает. В лос-анджелесском X-Large был второй этаж, формально называвшийся редакцией Grand Royal (журнала, который Beastie Boys выпускали в 1993-1997 годах), но по сути выполнявший функции гостиной. В магазине постоянно ошивались местные лоботрясы, и иногда это приводило к интересным результатам. Например, работавший над журналом Спайк Джонз (тогда молодой фотограф, сегодня — режиссер с «Оскаром») вместе со скейтером Риком Ховардом прямо в этом офисе организовали компанию Girl Skateboards. Для X-Large это оказалось типичной историей. Люди, окружавшие бренд в 1990-е, основали свои компании и получили свои «Золотые глобусы» и статуэтки Киноакадемии.

В 1996 году, задолго до номинаций на «Оскар» и «Золотой глобус», Джон Райли снимался в веселых видео X-Large
В XXI век X-Large вошел в статусе ветерана уличной моды. Майк Ди отошел от дел компании, и в двухтысячные бренд разделился на две очень разные части: сверхпопулярное японское отделение и старый офис в Лос-Анджелесе, который под руководством Элая Бонерза вернулся к истокам марки — в творческое подполье. X-Large спокойно пережил турбулентные годы интернет-хайпа и новой волны уличной моды, и в канун своего 25-летия не отклоняется от своей линии — классической уличной одежды образца 1991 года.

«С самого начала X-Large в 1991 году эксперты по предсказанию моды уверяют нас в том, что уличная одежда — временное явление, которое вот-вот придет к концу. Я уже со счету сбился, сколько разных модных явлений появилось и исчезло за эти годы, но уличная одежда так никуда и не делась»

Элай Бонерз, X-Large

Предыдущий пост: Следующий пост: